Ко мне довольно часто обращаются клиенты с запросами: «чем мне заниматься», «как понять свое призвание», «а тем ли я занимаюсь в жизни, чем нужно». Проанализировав свой опыт работы и результаты клиентов, я решила написать небольшую статью на эту тему.
Как показывает практика, в тупик людей загоняет желание точно сформулировать название профессии или должности. На самом деле, чтобы человек получал удовольствие от работы, достаточно определить область, соответствующую психотипу и чертам характера, а так же прояснить или сформулировать ценности, которые будут максимально проявляться в выбранной сфере деятельности. Мы сейчас не говорим про гениальность в какой-то области, как правило, ее не нужно проявлять, она заявляет о себе сама.
Есть несколько способов самоопределения: тестирование, коучинг на прояснение ценностей и миссии, обращение к детским воспоминаниям и любимым играм, и, конечно же, ключевой вопрос: «Как если бы тебе не нужно было обеспечивать себя и думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы ты занимался?»
Давайте рассмотрим каждый из методов. В идеале при определении направления деятельности или желания изменить деятельность задействовать их все.
1.Тестирование
Замечательный тест, который помогает определить основную сферу, в которой имеет смысл получать основное или дополнительное образование - «Предпочтительные виды профессиональной деятельности».
В основе теста шкалы по типам профессий: человек - человек, человек - техника, человек - знаковая система, человек - художественный образ, человек – природа.
В описании результатов обозначены виды деятельности и психологические требования к профессиям. Ссылка на тест http://www.gurutestov.ru/test/130
Тест на определение типа личности по Майерс-Бриггс (MBTI). В тесте 60 вопросов. В результате можно получить общее описание своей личности на основе сочетания букв, отражающих уникальную комбинацию личностных факторов человека. Комбинации помогают предугадать склонность к определённому виду деятельности, характерный стиль действий, характер решений и прочие особенности, позволяющие человеку чувствовать себя комфортно и уверенно в той или иной сфере деятельности. В тесте 4 шкалы, по которым исследуется личность:
ориентация сознания (интроверсия-экстраверсия),
ориентация в ситуации (здравый смысл – интуиция)
основа принятия решений (логос – пафос)
способ подготовки решений (рациональность – иррациональность)
2. Коучинг, направленный на определение миссии и ценностей.
В арсенале профессионального коуча довольно много инструментов, помогающих прояснить глубинные ценности человека и его, скажем так, предназначение (миссию).
Один из них - многофункциональный инструмент «Пирамида Дилтса». На основе предложенных в пирамиде уровней, за счет грамотно заданных вопросов, можно смоделировать или поднять на поверхность истинные желания человека.
В Пирамиде Дилтса есть несколько «ступеней». Мы рассмотрим каждую ступень, начиная снизу, с вариантами вопроса по ней. Эти вопросы можно адресовать самому себе в формате самокоучинга.
Окружение (Как Вы себе представляете идеальное профессиональное окружение, в котором Вам комфортно? Кто эти люди? Чем они занимаются? Что для них важно?);
Действия (Представьте свой типичный желаемый рабочий день, чем он заполнен? Как вы себя ведете на работе, что делаете?);
Навыки (Какими профессиональными навыками Вы хотели бы обладать? Как эти навыки проявляются на работе вашей мечты? Какие навыки у Вас есть на данный момент, которые Вы цените и очень хотели бы применить? Какие навыки Вы планировали/мечтали приобрести?);
Ценности (Почему Вам важны именно эти люди в окружении? Эти действия? Эти навыки? Какая Ваша основная ценность раскрывается через взаимодействие с этими людьми и эту деятельность? Какую ценность Вы бы хотели поддерживать своей деятельностью? Что для Вас ценно в жизни? В какой деятельности Вы могли наилучшим образом раскрывать эту ценность?);
Самоопределение (кто я?) (Представьте, что кто-то задает Вам вопрос «Кто вы?». Вам нужно ответить, не называя профессию, начиная со слов: «я человек, помогающий…, открывающий…., дающий…., способствующий…., развивающий…, приводящий...., соединяющий, и т.п.);
Миссия (Какую разницу в жизни людей, Вы создаете своей деятельностью? Кому важно то, что вы делаете? Что Вы привносите в мир своей деятельностью? В чем Вы видите свою основную задачу?).
Есть много других профессиональных инструментов, которые использует коуч для прояснения ваших базовых ценностей. В совокупности они помогают лучше понять свои настоящие желания и способности.
3. Обращение к детским воспоминаниям и любимым играм.
Как правило, любимыми играми или занятиями с детства становятся те, в которых ребенок наиболее успешен или получает максимальное удовольствие. Иногда достаточно погрузиться в детские воспоминания, чтобы понять, где зона вашей максимальной удовлетворенности. К какой активности Вы всегда стремились, вопреки запретам, урокам, навязанным родителями кружкам. Вам хотелось сидеть дома вышивать и рисовать? Или собрать всех детей из соседних подъездов и играть с ними в школу? Или вы были готовы часами вертеться перед зеркалом, надев все возможные и доступные мамины украшения? А быть может, мяч и все, что связано со спортом, было в основе вашей мотивации максимально быстро выполнить все домашние обязанности?
Интересный факт, что в древней ведической культуре всегда старались определить к какому типу деятельности у человека больше склонностей. Эти склонности называли варнами: интеллектуальный тип, управленческий тип, торговый или ремесленнический тип.
Опять же, можно вспомнить любили ли вы читать книги в уединении или были организатором всех игр во дворе? Некоторые с самого детства неравнодушны к торгово-денежным отношениям - то они увлеченно играют в «магазинчик» и учатся считать на «живых деньгах», то пытаются обменяться вещами с одноклассниками, то заводят новую копилку, то увлеченно играют в монополию или находят еще одну идею для очередной коллекции! А есть дети, которые готовы чинить, строить, вышивать и вязать с утра до вечера!
Вспомните, чем любили заниматься вы, и это может явиться ключом к пониманию того, чем вам нужно заниматься для наиболее успешной реализации своей личности.
4. Ключевой вопрос: «Как если бы тебе не нужно было обеспечивать себя и думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы ты занимался?»
Этот вопрос включает в работу лобные части головного мозга, отвечающие за воображение, способность мечтать, творчество. Размышляя над этим вопросом, можно понять свои внутренние страхи, увидеть накопленные слои родительских и общественных мнений.
Вопрос можно обдумывать в несколько подходов, пока ответ на него не вызовет состояние внутренней мотивации и готовность активно действовать в выбранном направлении.
Если при ответе на этот вопрос, рождается вариант, который по тем или иным причинам не достижим или имеет ограничения, например «я стал бы воздушным гимнастом», нужно вернуться к понятию ценностей, и выяснить, что в данной профессии/деятельности важно для человека и найти альтернативные области, где ценности будут раскрываться не менее успешно.
Например, в воздушной гимнастике, важны «здоровье, чувство свободы и полета, красота тела». В 50 лет, возможно, уже будет трудно реализовать подобную задачу, но ничего не мешает заняться, например, йогой, а затем акро-йогой и получить превосходные результаты и раскрытие всех заявленных ценностей. В дальнейшем можно пробовать становиться инструктором и разделять свои ценности с «созвучными людьми».
Другой пример: «я хотел бы быть учителем, работать с младшими классами». Ценности: любовь к детям, возможность делиться опытом.
Если человек осознает, что у него недостаточно времени и сил, чтобы получить второе высшее педагогическое образование и начать карьеру с «0», то можно подумать над различными курсами с авторской методикой преподавания русского, английского языка или другого предмета, к которому есть способности и успешная реализация.
Важный момент при поиске своего призвания – это плавный переход с текущей деятельности, на желаемую, или совмещение направлений. Страх не получить результат или остаться без основательного дохода, часто останавливает делать шаги для реализации своего истинного призвания. Оптимальным вариантом в данном случае будет постепенный переход. Можно совмещать офисную работу с удаленной практикой или реализовывать новое направление очно в выходные дни. Найти решение будет не сложно, если есть искреннее желание!
Всем профессиональных успехов!
Автор Есина Юлия
https://netology.ru/blog/4-sposoba-ponyat-svoe-prizvanie?fbclid=IwAR2xkiffPMEO9few78f20wO-tIMBqZ9RpOU6NGG-Xo7KTX7P0tEUGA0hSdc