Статьи и публикации "Ресурсные люди"

"Интервью о коучинге"

«Клиент не с коучем разговаривает, он задает внутренние вопросы себе и, когда находит ответы, все встает на свои места или приобретает новый смысл»

Вопросы интервью подготовлены организацией ICF для общероссийского информационного портала "Бизнес Образование России".

- Что такое, по Вашему мнению, коучинг?

Я часто задаю себе этот вопрос, т.к. не очень разделяю сложившуюся тенденцию среди коучей называть коучингом все, что происходит в их жизни и жизни клиента. Это инструмент и метод развития личности. Особенность инструмента в том, что он локален и безграничен одновременно. Он локален во времени, т.к. опытный профессионал взаимодействует с клиентом, используя метод коучинга не более 60 мин за одну сессию, и безграничен в своем влиянии на мышление клиента. А влияние может быть самым разнообразным: от нового взгляда на мир, до грандиозных свершений. Но это уже не коучинг, это жизнь человека, на качество которой когда-то повлияла встреча с коучем. С коучем, который профессионально применил метод коучинга! Клиент перенимает коучинговое мышление, а это в свою очередь рождает в нем состояние, которое можно назвать радостью от жизни, умением видеть возможности, желанием развиваться, желанием поддерживать окружающих. И в этом безграничность метода!

- Чем отличается коучинг от других видов помощи людям: тренинга, управленческого консалтинга, психотерапии?

Я бы сказала так, это очень гуманный метод. Гуманный, потому что находится в зоне комфорта клиента, которая незаметно для него самого расширяется. Человек становится гораздо больше, чем он думал о себе, и это все без дополнительных знаний, как в тренинге, без сопротивления изменениям, как в управленческом консалтинге, без боли, как в психотерапии. Просто человек «оживает» и начинает осознавать свою многогранность.

- Как вы можете определить, что человеку необходим именно коучинг и что он ему даст?

Иногда говорю людям, с которыми взаимодействую и чувствую, что они чуть-чуть потеряли ориентиры или баланс: «А может коучинг?». И это вовсе не потому, что считаю коучинг универсальным методом, а просто потому, что часто в суете жизни у людей нет времени сделать остановку и просто побыть самим с собой и поговорить на важные темы. А коучинг дает такую возможность. Клиент по сути, ни с коучем разговаривает, он себе задает внутренние вопросы и когда находит ответы, все встает на свои места или приобретает новый смысл.

- Как будет организован коучинг, как он будет проходить?

Все просто. Договорились об обоюдно удобном времени для встречи и провели сессию. Тут важно, на мой взгляд, не затягивать время этой встречи. Так как для всего нужна энергия, и если клиент звонит и говорит «хочу коучинг», надо постараться осуществить это как можно быстрее, иначе текущие дела своим шумом заглушат этот порыв и заберут силы. А это порыв к развитию и концентрацию на нем важно удержать.Проходит встреча всегда в комфортной обстановке, при полном доверии состоянию клиента, его запросу и его результатам.

- Какова ваша роль, как консультанта, в процессе коучинга?

Роль...Это непростой вопрос. С одной стороны все понятно: как внутренний голос, как лучший друг направлять через вопросы клиента к его результату.
Наверное, для ответа на этот вопрос важно обозначить выбранный стиль коучинга. Я обучалась в Международной Эриксоновском университете и мне очень созвучны все принципы коучинга, которые были провозглашены Милтоном Эриксоном , особенно то, что «клиент в каждый момент времени делает для себя наилучший выбор». Отсюда роль: быть рядом и быть профессионалом. Быть профессионалом - значит помнить, что главная роль у клиента и давать ему чувствовать, что это сцена именно его жизни.

- Расскажите, где, как долго и по какой программе вы обучались коучингу; кто был вашим учителем в области коучинга?

Как уже обозначила выше, обучалась в Международном Эриксоновском университете коучинга на сертификационной программе «Наука и искусство трансформационного коучинга», учителями были Анна Лебедева, Максим Ошурков, Елена Демушкина.

- Ваше отношение к вашим учителям, как вы о них вспоминаете по прошествии времени?

Это люди, которые в жизни, в общении с людьми соответствуют тому, что говорят на тренингах. На мой взгляд, это главное в обучении - видеть, как теория интегрируется в жизнь и расцветает.

- Планируете ли вы совершенствоваться в области коучинга и если «да», то, что вы делаете для этого?

Да, планирую. Ответ короткий: я развиваюсь как личность с профессиональной и духовной точки зрения. Второй пункт очень важен, т.к. работа с людьми требует определенной мудрости, умения «истинно слышать», что говорит тебе человек, готовности принять его выбор и жизненный путь.

-Если вы понимаете, что в работе с конкретным человеком вы зашли в тупик, то, что вы предпримете?

Этот вопрос связан с другим, который часто задают коучам: «коучинг это волшебство или нет?». Так вот, ответ в том, что любое волшебство происходит тогда, когда есть внутренняя готовность его встретить. И если коуч применил все свои знания и техники, а ответ к клиенту так и не пришел, значит еще не время. Значит проделанной совместной работой, был подготовлен фундамент для следующего жизненного этапа клиента, к которому он планомерно подойдет через определенный период. Клиенту надо дать время.

-Если ваш клиент проявляет неудовлетворенность вашей помощью, как вы обычно на это реагируете?

У меня не было такого опыта, могу только пофантазировать на эту тему. Наверное, как коуч и отреагирую. Задам встречные вопросы, спрошу, с чем именно связана неудовлетворенность и от этого буду дальше отталкиваться. Коучинг должен быть в удовольствие и коучу и клиенту!

- Если клиент благодарит вас за помощь, которую вы ему оказали, то, что вы скажете в ответ?

Тоже поблагодарю его за добрые слова и, конечно же, за проделанную им работу.

- Какова роль юмора в коучинге? Можете ли вы рассказать, что-либо забавное или смешное из своей практики или из практики своих коллег, учителей?

Юмор, это вообще основа развития, один из моих учителей говорил, что если человек начинает относиться слишком серьезно к процессам, которые с ним происходят, то он теряет ощущение объективности. А случай забавный был такой: делали с одной моей клиенткой технику «Ценностный образ себя» (техника, направленная на формирование желаемых качеств), и она решила поработать над качеством «любящая» и на мое предложение: «вспомни, когда любовь проявлялось в тебе наиболее ярко», она долго пыталась что-то воссоздать, а потом вымученно произнесла: «А к собаке можно?». Потом мы долго вместе смеялись.